menu menu EN logotype

Алина Лихачевская о концепции устойчивой доставки еды

Привычки современных покупателей решают все: даже как будет работать доставка еды

Когда бизнес старается быть на связи со своими потребителями — это не только программа лояльности, а целая философия. Поэтому не стоит думать, что лично вы не можете повлиять на что-то масштабное. Компании, которые открыты к диалогу, готовы меняться с подачи клиента и внедрять чуждые капитализму практики. Одним из современных приоритетов становится ответственное потребление. Тем более мы столкнулись с автоматизацией всего, где это возможно. А в плане потребления плотно перешли на такую опцию, как доставка.

Мы поговорили с руководителем направления Устойчивое развитие сервиса доставки еды «Кухни на районе» Алиной Лихачевской. Она поделилась опытом, рассказала, почему залог успешного экономического роста — меняться по просьбе клиента. «Кухня на районе», сформировавшего в России городскую модель потребления casualfood — обычные «скучные» приемы пищи без изысков. Оказалось, именно клиенты обратили их внимание на потребительские ценности современного поколения. Так в столице родилась концепция sustainable delivery — устойчивая доставка. (Подробнее о том, что такое Sustainability, а также о других словах, связанных с ответственным потреблением, можно узнать в Азбуке устойчивого образа жизни)

Контейнер

Мы не сразу ставили цель сделать sustainable доставку еды. Мы были быстрорастущим стартапом, к которому в определенный момент начали приходить клиенты и говорить: ребята, вы генерируете огромное количество пластика, вы не собираетесь с этим что-то делать? Постоянные клиенты стали замечать, что остается огромное количество пакетов с мусором после нашей доставки.

По сути сформировалась новая модель потребления. Раньше доставка еды ассоциировалась с какими-то пятничными посиделками с коллегами за роллами и пиццей, но не была заменой ежедневной готовки или похода в столовую на обед. Мы привили новый паттерн, когда человек ест нашу еду каждый день по нескольку раз. Мы называем это casualfood — обычный прием пищи, чтобы спокойно дальше жить и работать.

На себе тоже надо проверить. Если транслировать экологичность, но даже не попробовать как все устроено, — это странно. Поэтому мы начали собирать макулатуру в своей бухгалтерии. Потом первыми ввели кнопку «отказаться от приборов». И в первые месяцы четверть заказов ездила без приборов. Это очень хороший показатель.

Потом мы отменили трубочки. Просто в один день вручную убрали соломинки из всех блюд. Посмотрели, как отреагируют люди, — оказалось, нет никакой разницы. Пара человек написала, но мы объяснили причину, и люди вошли в положение, поняли, что можно пить смузи и без трубочки.

Сейчас 95% нашей упаковки можно сдать на переработку. Сперва мы стали закупать другую упаковку, чтобы наши клиенты-активисты могли ее сполоснуть сдать в переработку. Мы перестали класть влажные салфетки, потому что они не перерабатываются, и их даже не используют, потому что люди могут дома или в офисе помыть руки. Приняли решение не доставлять людям то, что им объективно не нужно.

В декабре 2019 года запустили программу возврата упаковки. Буквально за месяц до запуска мы хотели протестировать проект только на трех-четырех пилотных кухнях, чтобы посмотреть на результат: сделать выводы, исправить ошибки. Но в какой-то момент просто решили запустить возврат сразу на всю сеть.

Пакет.jpg

Есть проблема неосведомленности. Один из потенциальных поставщиков заявил, что их биоразлагаемая упаковка создана для того, чтобы снять нагрузку ответственности с клиента. Но это работает ровно наоборот: вы не должны снимать ни с кого ответственность. Каждый участник этой цепочки должен осознавать, что он делает. Если вы сейчас заказываете доставку еды, она в любом случае приедет в какой-то упаковке. И вы должны понимать, что вы эту упаковку сгенерировали своей покупкой.

Не хотели это делать PR-кейсом, демонстрируя, что мы теперь «зеленый» бренд. Рекламы не было, и главным носителем информации стал новый пакет, в котором приезжает заказ, на нем написано: «Наши райдеры заберут этот пакет и контейнеры для еды на переработку». За 3 месяца около 4% всех заказов были с кнопкой «вернуть упаковку», около 30 тысяч раз нам ее возвращали. 25 марта нам пришлось приостановить программу из-за режима самоизоляции, когда в приоритете безопасность и клиентов, и наших сотрудников. Лишний контакт, которым мы не можем позволить себе рисковать.

Вы главное не выбрасывайте. Мы стараемся транслировать посыл нашей аудитории: собирайте контейнеры, они компактно штабелируются, а если их помыть, они не будут доставлять неудобства. Мы все вывезем, когда это закончится. Будет много вторсырья. Но не понятно какими останутся правила санитарии.

Мы доставляем еду на велосипедах. Как-то на нас обратили внимание экологи-консультанты и сказали, что это самый безвредный для природы вид транспорта. Оказалось, органичные части нашего бизнеса, которые мы воспринимали как должное, уже являлись устойчивыми. Были вещи, которые заложили этот фундамент, хотя мы преследовали другие задачи, пользуясь велосипедами: чтобы ездить быстро, проходимо, в любое время года, и чтобы курьеру не приходилось на спине таскать сумку. Наши цели сами привели нас к решению, которое еще и оказалось экологичным. Видимо у членов команды есть подсознательный sustainable-фильтр, который позволяет делать правильный выбор.

В индустрии доставки еды все решили, что крафтовый пакет — это экологично. Но нет. И если вам привезли заказ в полиэтиленовом — это считается плохим уровнем сервиса. Однако крафтовые пакеты сложно переработать в России. Еще они дорогие, на их производство затрачивается много древесины, воды, химикатов. Их экологичность весьма сомнительная. Мы сделали выбор в пользу полиэтиленового пакета из LDPE4 — его можно перерабатывать. Мы были готовы к тому, что нам скажут: как вам не стыдно, вы плодите еще больше пластика, верните крафтпакет. Но мы объясняем клиенту в чем причина.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Кухня на районе (@localkitchenru)

Мы запустили свою линию ланчбоксов. Изначально пришли к производителю с запросом, что нужен контейнер с минимумом пластика, и его должны принимать в переработку все операторы. Ланчбокс прозрачный, потому что он без красителей и примесей, в нем на 20% меньше пластика, чем в предыдущем.

Доставка в одноразовой упаковке — это всегда генерирование отходов, и никто никогда не сведет их к нулю. Но у нас есть желание и возможность внедрять какие-то практики. Любые изменения важны.

ZeroWaste

Проект «Школа устойчивого образа жизни», созданный в партнерстве с сообществом Zero W People — это популярно-просветительская программа, в которую входит цикл полезных материалов, статей и инструкций на тему ответственного потребительского поведения горожан, экологии и развития инклюзивной среды.

Вам наверняка будет интересно!


Новые коллекции из 20 стран, виртуальные модели и цифровая одежда

#Мода

Fashion-проект Global Talents Digital: первое гибридное онлайн-мероприятие в области моды

Словарь терминов ответственного потребления

#образ жизни

Азбука устойчивого образа жизни

Ответы на волнующие вопросы о сортировке мусора для новичков и скептиков

#образ жизни

Поел, помыл, в пакет сложил

adidas Training: круговая тренировка с фиксированными по времени нагрузкой и отдыхом

#HOMETEAMHERO

Комплекс упражнений на все группы мышц с Мариной Шмиц

Документальный фотопроект «Герои нашего времени»: Арсен Ревазов

#герои

Документальный фотопроект «Герои нашего времени», Арсен Ревазов

adidas Training: круговая тренировка с фиксированными по времени нагрузкой и отдыхом

#HOMETEAMHERO

Комплекс упражнений на мышцы пресса с Юлией Стрельниковой

Рекомендации по использованию масок для лица

#образ жизни

Лицо под маской: можно ли заменить одноразовую многоразовой?

Сегодня, в это непростое время, самое главное — объединиться

#образ жизни

Добрые дела: помощь благотворительным организациям

Пациенты выражают свою благодарность врачам

#спасибоврачам

Цикл видео ко Дню медицинского работника: Виктория

Девятилетний москвич о пластике

#образ жизни

Три простые экопривычки от Германа Петровского

Елена Лысенко-Салтыкова, помощник машиниста электропоезда

#сднемтранспорта

Мне с детства нравились поезда

X