menu menu EN logotype

Музыка героев

История знаменитых песен военных лет

«Музыка героев» — мультимедийный проект Российского национального музея музыки, подготовленный при поддержке Министерства культуры РФ и Госфильмофонда России. Ожившие фотографии, редкие документы, кадры кинохроники, письма, партитуры, афиши и оригинальные аудиозаписи всем известных мелодий рассказывают о событиях военных лет.

Эти мелодии и стихи знакомы нам с детства — мы слышали их от наших бабушек, в исполнении известных артистов. Но это не просто красивая музыка: песни военных лет — «живые» свидетели того страшного времени, в них отразились трагические судьбы людей, их чувства и мысли, надежды и переживания. Узнайте историю композиций, созданных в годы Великой Отечественной войны.

«В землянке»

Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова

В землянке.jpg

В дни первой военной зимы Алексей Сурков — военный корреспондент фронтовой газеты «Красноармейская правда» — находился в штабе полка, расположившегося в деревне Кашино. Штаб попал в окружение, и Сурков в одном строю со штабистами взялся за оружие. Бойцам удалось вырваться из вражеского окружения, но они сразу же очутились на минном поле — в этот момент до смерти действительно было «четыре шага»... Чудом выжив, Сурков всю оставшуюся ночь просидел в блиндаже у печурки — он писал письмо жене.

Museum of Music · К. Листов — В землянке

Впоследствии Сурков вспоминал о том, как появились эти стихи, которые поначалу совсем не предполагались для текста песни: «Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене Софье Андреевне. Письмо было написано в конце ноября после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков... Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не вернулся из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота.

Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что, хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». Так песня сразу запомнилась и ушла в народ».

«Давай закурим»
Музыка Модеста Табачникова, слова Ильи Френкеля

Шульженко - давай закурим.jpg

Осенью 1941 года на Южном фронте войска Красной Армии предприняли контрудар, в результате которого был освобожден город Ростов-на-Дону, а гитлеровские войска потерпели крупное поражение. Поэт Илья Френкель, работавший в редакции фронтовой газеты, посвятил этому решающему сражению стихи. С композитором Модестом Табачниковым поэт познакомился на фронте — тот был руководителем ансамбля песни и пляски 2-й Гвардейской армии. На стихи Френкеля Табачников написал музыку.

«Стихи так увлекли и захватили меня, — вспоминал Табачников, — что я сразу же принялся за работу. И уже на следующее утро сыграл товарищам новую песню. «Давай закурим» — моя первая и самая любимая песня. С нее и началась моя творческая жизнь на фронте».

В 1942 году Табачников представил новую песню знаменитой Клавдии Шульженко. «Как я был счастлив, — позже вспоминал композитор, — когда через год на фронте увидел пластинку с двумя моими песнями в исполнении этой замечательной певицы, одна из которых была «Давай закурим». Шульженко впоследствии внесла песню в свой репертуар и еще не раз исполняла ее.

К 1943 году немцы были разгромлены под Сталинградом, и певица решила изменить начальные слова песни, отказавшись от упоминания Южного фронта, Ростова и Таганрога. В обновленной версии «Давай закурим» звучала на всех фронтах — дошла она и до самого Берлина!

«Катюша»

Музыка Матвея Блантера, стихи Михаила Исаковского

Катюша.jpg

Начальное двустишие песни «Катюша» — «Расцветали яблони и груши…» — поэт Михаил Исаковский написал еще в конце 1930-х.. Но, как вспоминал автор стихов, тогда стихотворение не складывалось. Знакомство Исаковского с Матвеем Блантером сыграло в судьбе стихотворения решающую роль. Блантер предложил Исаковскому продолжить работу над текстом и развить его до полноценного стихотворения — текста для песни. Блантер очень увлекся этим бесхитростным сюжетом, и вскоре появилась песня, получившая необыкновенную популярность. Впервые она была исполнена в 1938 году в Колонном зале Дома Союзов молодой певицей Валентиной Батищевой. Песня так понравилась слушателям, что певицу трижды вызывали на «бис».

Многие в то время воспринимали Катюшу как действительно существующую девушку и даже писали ей письма! Слагая новые куплеты для уже ставшей любимой песни, бойцы вдохновлялись образами знакомых им девушек. Например, в одной из версий упоминалась Катя Иванова, у которой был реальный прототип — девушка с Кубани, которая сражалась добровольцем под Сталинградом. В послевоенные годы «Катюшу» исполняли такие известные эстрадные певцы, как Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Эдуард Хил и Анна Герман.

«Жди меня»

Музыка Матвея Блантера, стихи Константина Симонова

11069_V всп.tif

Поводом для написания любой песни зачастую первоначально становятся стихи. Лишь потом композитор, воодушевляясь стихотворными образами, пишет к ним музыку. Так же случилось и с песней «Жди меня». Как вспоминал писатель Константин Симонов, это стихотворение было написано в один из жарких июльских дней 1941 года: «Просто я уехал на войну, — вспоминал он, — а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я написал ей письмо в стихах». Женщиной, к которой поэт обращался в своем стихотворении-письме, была его жена киноактриса Валентина Серова.

Тема, лирическая и интимная, затрагивала самые глубокие струны человеческой души — такая в этих стихах была правдивость и искренность. Листочек с заветными строками Симоновского «Жди меня» в то время бережно хранил, наверное, каждый солдат и офицер, ведь тема разлуки с родным человеком была близка всем. Композиторы также сразу откликнулись своим творчеством на это стихотворение.

Были написаны разные музыкальные варианты песен на эти стихи композиторами Крюковым, Горбенко, Новиковым, Сорокиным, Жарковским, Носовым, Соловьёвым-Седым и другими. Но песня Матвея Блантера стала наиболее популярной.

«Соловьи»

Музыка Василия Соловьева-Седого, слова Алексея Фатьянова

Соловьи.jpg

В феврале 1942 года поэт Алексей Фатьянов служил в Ансамбле красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. В это время он познакомился с композитором Василием Соловьёвым-Седым, и встреча сыграла большую роль в жизни и творчестве поэта. Вместе с композитором Фатьянов создал много песен, ставших очень популярными, но стихотворение «Соловьи», написанное еще в 1942 году, поначалу не решался ему показать. Более двух лет стихи оставались в рукописи. Не отдавал поэт их и печатать в газеты, не веря, что они будут своевременными для тех лет. И только в 1944 году композитор Соловьев-Седой написал к ним музыку.

Впервые появившись, песня уже не знала себе равных по популярности. Слушая ее, фронтовики не могли сдерживать слез. Из воспоминаний солдата 10 гвардейской армии: «...Это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии... Под зрительный зал оборудовали большую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменили кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы — концерт!

Museum of Music · В.Соловьев-Седой — Соловьи

Довольны были даже те, кто не сумел проникнуть в «зрительный зал». Брезентовые стены палатки свободно пропускали слова и музыку, и они были слышны далеко за ее пределами... — А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии, — конферансье назвал фамилию певицы, — исполнит песню композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». Зал приветствовал артистку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и артистка запела.

Первые же слова песни оглушили слушателей. <…> Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то: я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии. <…> Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она аккумулировала все чувства воедино. И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, молчала певица, плетьми повисли руки аккомпаниатора. И за палаткой стояла тишина. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках».

«Вечер на рейде»

Музыка Василия Соловьева-Седого, слова Александра Чуркина

Вечер на рейде.jpg

В августе 1941 года фронт стремительно продвигался к Ленинграду. Вокруг города строились оборонительные сооружения, эвакуировались промышленные предприятия. Той осенью композитор Соловьев-Седой вместе с другими ленинградцами каждый день выходил на субботники. Работы проходили в порту, который носил название «Лесной». В один из теплых, тихих вечеров, когда смолкала канонада, уставшие люди после работ по погрузке бревен, собирались на отдых. Вдруг вблизи, на борту одного из военных кораблей, стоявшего на рейде, послышались звуки гармони. Кто-то наигрывал простую мелодию, которая неслась по водной глади залива в необычной тишине. От нее было так хорошо на душе.

Тогда и возникла мысль у композитора Соловьева-Седого предложить своему товарищу поэту Александру Чуркину написать об этом чудном вечере слова для песни. Об этой нежданной тишине, о кораблях, которые стоят на рейде, а завтра уйдут в предрассветный туман, о морской дружбе, о думах простых людей-ленинградцев. Чуркин под впечатлением от августовского балтийского вечера всего за одну ночь сочинил стихи. На следующее утро товарищи вновь приехали в порт, но корабля, с которого накануне была слышна прощальная мелодия, уже не было видно. Ночью он ушел в море.

Museum of Music · В.Соловьев-Седой — Вечер на рейде

22 августа на берегу финского залива композитор и поэт впервые исполнили свою песню «Вечер на рейде». Печалью были пронизаны строки песни. На следующий день они должны были покинуть город. Но 23 августа сомкнулось кольцо блокады Ленинграда, и песне не суждено было прозвучать со сцены для широкого слушателя. Из осажденного города композитор был эвакуирован в Оренбург, где представил песню коллегам-композиторам, но не нашел должного понимания. Считалось, что в те грозные дни песни должны были быть только героическими, призывающими к борьбе с врагом, а не лирическими..

Позднее вместе с концертной бригадой, с ансамблем «Ястребок», композитор Соловьев-Седой много выступал на фронтах, исполняя свои песни, в том числе и эту. Впервые песня «Вечер на рейде» была исполнена в концерте под Ржевом. Она сразу же завоевала сердца бойцов. Песню передавали из уст в уста — она полетела по полкам и батальонам. «Вечер на рейде» дошел и до родного Ленинграда. В трудные голодные дни эта песня помогала людям выжить. Почти ежедневно она звучала по ленинградскому радио в исполнении Центрального ансамбля Военно-морского флота СССР.

Музей музыки.png

Музыка героев — это музыка тех, кто трудился в тылу, воевал на передовой, выступал с концертами на фронте, поддерживая боевой дух солдат. В эти страшные и нелегкие годы музыка соединила всю страну: во вновь созданных произведениях находили отражение подвиги, юмор, любовь, тоска по дому. Мультимедийный проект рассказывает о самодеятельности в армии и музыкальных ротах, работе песенного штаба, значимости фронтовых бригад, оркестре блокадного Ленинграда, рождении Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича и песни «Священная война», киноконцерте «Концерт фронту» и о многом другом.

музыкагероев.рф

Вам наверняка будет интересно!


Экскурсии от сотрудников Шереметьево

#образование

Как устроена работа аэропорта Шереметьево

О важности раздельного сбора вторсырья

#образ жизни

Нюша: как правильно сортировать мусор

Пациенты выражают свою благодарность врачам

#спасибоврачам

Цикл видео ко Дню медицинского работника: Наталья

Отель с богатой историей

#культура

Видеоэкскурсии по московским отелям: «Националь»

Документальный фотопроект «Герои нашего времени», Нанна Хайтманн

#герои

Документальный фотопроект «Герои нашего времени», Нанна Хайтманн

Памятники архитектуры ранней советской архитектуры

#культура

«Авангард на Шаболовке» — памятники ранней советской архитектуры

Как в столице развивается инклюзивная культура

#образ жизни

Барьеры в головах людей

Лекция «О самолетах и не только в русской лаковой миниатюре»

#культура

Тема авиации в искусстве XX века

Анна Цуканова-Котт о своих москвических местах

#МосквическийИнсайдер

Открой Москву по-новому!

Что такое «гуманистический апсайклинг»?

#образ жизни

Апсайклинг или устойчивый дизайн интерьера с Дарьей Васильковой

X