menu menu EN logotype

Документальный фотопроект «Герои нашего времени»: Арсен Ревазов

Facebook
Twitter
Vkontakte
Odnoklassniki

«Любимая», Арсен Ревазов

Документальный фотопроект «Герои нашего времени» рассказывает о сложном, но уникальном периоде жизни Москвы глазами пяти известных фотографов: Арсена Ревазова, Марго Овчаренко, Нанны Хайтманн, Алексея Киселева и Георгия Пинхасова.

Арсен Ревазов — арт-фотограф, публицист и общественный деятель. Профессионально занялся фотографией в начале 2000-х. Работает в технике инфракрасной фотографии с применением двойной экспозиции. Герои снимков Арсена Ревазова — пространства и объекты. Через них автор передает вневременную и вместе с тем остроактуальную атмосферу города. Москва Ревазова — величественный город, созданный людьми и для людей, мегаполис, замерший в ожидании скорого возвращения к привычной жизни. Этот образ создается за счет сложной игры света и пристального внимания к деталям.

Нина Гомиашвили, куратор проекта:

«Благодаря особому умению Арсена дистанцироваться от объекта, чтобы лучше его узнать, в сочетании с применением техники инфракрасной съемки, его Москва предстает перед нами в невидимом для глаза свете — и это идеально совпадает с темой проекта. Он как бы приумножает ощущение невиданного ранее пустого города своими техническими приемами, и результат получается сногсшибательный».

«Любимая», Арсен Ревазов, видеохроника

Объекты съемок для своей серии работ Арсен Ревазов изначально выбирал из соображений визуальной значимости, а уже в процессе стали добавляться все новые места. Фотограф побывал на ВДНХ, в Парке Горького и Нескучном саду, на Новом Арбате, Кутузовском проспекте, Тверской улице и Садовом кольце, у стадиона «Динамо» [ВТБ «Арена» — прим. ред.]. В объектив автора попали, с одной стороны, такие монументальные строения, как Останкинская башня или здание МИД, а с другой — лес и река в верхнем течении Яузы, там, где Москва предстает иной, красивой естественной, совсем не урбанистической красотой.

Ревазов_Красная площадь.jpg

12 мая 2020 года, 14.00, Красная площадь — одно из самых популярных мест столицы среди москвичей и туристов.

Ревазов_7.jpg

Государственный исторический музей — один из крупнейших музеев мира и самый большой музей в России. В его комплекс входят храм Василия Блаженного, палаты бояр Романовых на Варварке, Музей Отечественной войны 1812 года и выставочный комплекс на площади Революции. Ежегодно его посещают свыше полутора миллионов человек.

«Мне очень помогли другие участники процесса — водители, которые приезжали по первому зову, ведь моя работа очень зависима от погоды, и, только выглянув в окно, можно понять, получится ли сегодня снимать; сопровождающие — сотрудники дорожного патруля (ЦОДД), которые помогали провести дорожную съемку. Вообще, было ощущение, что всех нас объединяет это чувство неповторимости момента и необходимости запечатлеть его для истории. Люди в это время стали внимательнее и бережнее друг к другу. В нас проснулась тоска по человеческим проявлениям и близости, стало больше сострадания».

Ревазов_10.jpg

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10 000 человек.

Ревазов_8.jpg

Парк Горького — центральный парк Москвы, чьи территории посещает более 40 000 человек в будние и 250 000 в выходные и праздничные дни.

«Здесь каждый штрих, блик и переход света участвует в создании общей картины, а выбор точки съемки, с одной стороны, позволяет моментально узнать место, а с другой — разглядеть его на новый лад. Начало кризиса застало меня на крупнейшем международном фотофестивале FotoFest в США, в штате Техас. Осознав, что нужно быстро определиться с тем, где я хочу провести эти ближайшие месяцы, я сразу решил — в Москве. Вернулся ровно перед началом карантина и с радостью согласился принять участие в проекте».

Ревазов_11.jpg

ВДНХ, интерактивный музейный комплекс «Буран».

Ревазов_9.jpg

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину на Пушкинской площади, сооруженъ въ 1880 году.

Ревазов_5.jpg

Фонтан «Дружба народов» — один из символов не только ВДНХ, но и Москвы.

«Москва — очень красивый город, один из самых красивых в мире. Эта красота складывается из прелести отдельных мест и их разнообразия. Этим Москва отличается от других интересных городов — здесь, как нигде больше, много вариаций и стилей прекрасного. Однако большую часть времени пейзаж Москвы перенасыщен сюжетами. Городской ландшафт заполняют потоки машин, толпы людей — все то, что составляет ежедневный ритм мегаполиса. Прекрасные маленькие особняки, скажем, чаще всего скрыты за припаркованными возле них машинами, и снять их так, как хотелось бы, не получается».

Ревазов_6.jpg

Отель Four Seasons Hotel Moscow — в 2013 году на месте разобранного здания гостиницы «Москва» было завершено строительство нового здания гостиницы, точно воспроизводящего внешние формы прежнего.

Ревазов_2.jpg

Здание Министерства иностранных дел РФ, одно из семи высотных зданий начала 1950-х годов, единственное без пятиконечной звезды на шпиле.

Ревазов_4.jpg

Фонтан «Золотой колос» — третий по величине исторический фонтан ВДНХ, который с 1990-х не работал и постепенно разрушался. В 2017-2018 гг. фонтан был полностью отреставрирован и 5 июля 2018 года был запущен после 30 лет простоя.

«Во время работы над этим проектом у меня, пожалуй, впервые была возможность снять пустые автострады, безлюдные парки и ничем не загороженные фасады зданий. Я вошел во вкус и мог снимать по 40 разных точек в день. Мне хотелось запечатлеть город по-новому, и, кажется, это получилось».

Ревазов_12.jpg

Дом Правительства Российской Федерации (в 1984—1992 годах — Дом Советов РСФСР, в 1992—1993 — Дом Советов РФ). Здание было построено в 1965—1981 годах по проекту архитектора Дмитрия Чечулина для размещения Комитета народного контроля и Верховного Совета РСФСР. С 1994 года в здании располагается правительство Российской Федерации.

Ревазов_3.jpg

Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории — Отечественной войне 1812 года.

«Сложно сказать, было ли у меня во всем этом ощущение нереальности происходящего. Дело в том, что я изначально снимаю таким способом, который стремления к реальности не предполагает, и не ищу ее. А когда погружен в работу, не задаю себе экзистенциальных вопросов. И потом, сказать, что Москва окончательно опустела, нельзя. Всегда есть кто-то, кто не может оставаться дома, а значит — на улицах есть машины и люди, просто их значительно меньше».

Ревазов_1.jpg

Московский международный деловой центр (ММДЦ) «Москва-Сити» — один из самых масштабных градостроительных проектов, которые реализуются в России за последние десятилетия. Сегодня это сложившийся деловой район со своей идеологией, культурой и особой средой. Небоскребы на Пресненской набережной занимают территорию площадью 60 га.

Техника фотографии Арсена Ревазова требует абсолютно прямого солнечного света и ясного неба. Погодные условия способствуют возникновению искомого художественного эффекта — пронзительности и выразительности пейзажа, насыщенности оттенков внутри черно-белого формата, тщательной детальности. Сочетание условий съемки и особых приемов обработки материала делают небо черным, людей — если они попадают в кадр — прозрачными, а полученные работы — не похожими ни на что другое.

На протяжении работы над проектом погода неоднократно вмешивались в заранее выстроенные планы, и приходилось снова и снова переносить съемки, а значит — заново получать разрешения и согласовывать маршрут. Это, несомненно, усложняло ситуацию, зато давало возможность лишний раз убедиться в готовности людей откликаться на призывы о помощи, и организаторы очень благодарны всем участвовавшим в процессе за понимание и поддержку.

Ревазов_Любимая.jpg

Кремлёвская набережная — набережная Москвы-реки, большей частью проходит вдоль стены Кремля, а между проезжей частью набережной и кремлёвской стеной посажены липы.

Ревазов_вид из окон кгостиницы Метрополь.jpg

Вид из окон гостиницы «Метрополь».
«Метрополь» был задуман меценатом, владельцем первой в России частной оперы Саввой Мамонтовым. На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. Торжественное открытие «Метрополя» состоялось в 1905 году.

Вам наверняка будет интересно!


Помощь в реализации проекта «Герои нашего времени»

#партнер

Gett — партнер проекта «Герои нашего времени»

«Пока мы были дома»

#героинашеговремени

Документальный фотопроект «Герои нашего времени», Марго Овчаренко

Документальный фотопроект «Герои нашего времени», Нанна Хайтманн

#героинашеговремени

Документальный фотопроект «Герои нашего времени», Нанна Хайтманн

Фотохроника столицы в период пандемии

#героинашеговремени

Документальный фотопроект «Герои нашего времени»

Жизнь столицы в период пандемии в объективе фотографа

#героинашеговремени

Документальный фотопроект «Герои нашего времени», Алексей Киселев

Жизнь столицы в период пандемии в объективе фотографа

#героинашеговремени

Документальный фотопроект «Герои нашего времени», Георгий Пинхасов

X