menu menu EN logotype

Новые промышленные пространства Москвы

Facebook
Twitter
Vkontakte
Odnoklassniki

Выставки, кафе и модные показы в зданиях бывших заводов и фабрик

Фабричные и заводские цеха обретают в столице новую жизнь. Там, где прежде кипело производство, сегодня открывают выставки, проводят модные показы и снимают кино. Прогуляемся по промышленным пространствам города.

Завод_1.jpg

Здание красного кирпича на Берсеневской набережной хорошо знакомо горожанам и гостям столицы. Пока спускаешься к нему по Патриаршему мосту, воображение рисует картины шоколадных плиток и конфет с хрустящей начинкой — возможно, все дело в почти неуловимом запахе ванили, который до сих пор витает над зданием фабрики «Красный Октябрь». Кондитерское производство тут появилось еще в 1867 году — Теодор Эйнем выпускал сладости, которые были известны на всю страну, и поставлял их к императорскому двору. Некоторые рецепты того времени сохранились и используются до сих пор. В 2007 году фабрика переехала из центра Москвы, астаринное здание облюбовали галереи современного искусства. Вполне логично: ведь и корпуса эти построили по проекту архитектора Александра Калмыкова, который проектировал здание Третьяковской галереи.

В бывших цехах, где некогда выпускали «Мишку косолапого» и «Кара-Кум», стали проходить выставки фото- и визуального искусства, появились инсталляции и художественные объекты. А несколько лет назад на Болотной набережной в здании ГЭС-2 начали создавать новое культурное пространство. Постройку 1907 года трансформируют по проекту знаменитого Ренцо Пьяно: помимо выставочного зала здесь появятся библиотека, арт-резиденции, центр художественного производства.

Завод_2.jpg

В конце декабря 1866-го у Архангельского собора Московского кремля прошла необычная церемония — возле храма зажгли газовый фонарь. Двумя годами раньше (строго говоря, в 1863 начались какие-то серьезные действия) в городе было решено обеспечить освещение Москвы текучим газом — для его производства за Курской железной дорогой построили завод. Поначалу горожане отнеслись к замене масляных фонарей скептически. Но тот зимний вечер изменил все: вечером у Кремлевского дворца засиял герб России, а на Воскресенской площади появился яркий герб Москвы с надписью «Боже, царя храни!». Удивленные москвичи, несмотря на мороз, приходили полюбоваться новой иллюминацией. В то время Московский газовый завод считался самым большим в мире — корпуса строились один за другим. А когда для освещения стали использовать электричество, там стали выпускать газовые плиты и счетчики. В 1990е завод переименовали в «Арма», а в «нулевых» тут поселились дизайн-студии, мастерские, магазины. Корпуса из производственных превратились в модные лофты, а крутобокие газгольдеры стали отличным фоном для фэшн-съемок и показов.

Завод_3.jpg

Услышав предложение встретиться в Цехе красного, не спешите смущаться — скорее всего, вас пригласили на открытие выставки в одну из галерей Центра современного искусства «Винзавод». Когда-то здесь была усадьба княгини Волконской, а в 1810-м Никифор Прокофьев решил использовать владения с пользой и пристроил к особняку медо-пивоваренную фабрику. Дело оказалось прибыльным — следующий владелец решил расширить бизнес и устроил тут двухэтажный завод по производству хмельного. Наконец он перешел обществу «Московская Бавария» братьев Тарусиных. Помимо пива тут выпускали десертные вина.

В конце XIX столетия по соседству обосновался Мосвинкомбинат, который проработал до 2001 года. А еще через три года местные цеха зажили по-новому: теперь на «Винзаводе» проводят выставки, кинопоказы, биеннале комиксов и молодых художников. граффити-проекты, торги современного искусства.

Завод_4.jpg

Некогда вдоль Яузы селились мастера, которые занимались выделкой сыромятных кож — так эту местность с XVI века и прозвали — Сыромятниками. Когда в XIX столетии тут стали строить заводы и цеха — район переменился: с одной стороны возвышались корпуса Московского газового производства, а рядом с «Московской Баварией» соседствовала фабрика по производству манометров. На предприятии Федора Гакенталя, помимо измерительных приборов, выпускали арматуру, гидравлические весы, занимались литьем бронзы и чугуна.

В советское время на предприятии изготавливали приборы для авиационной промышленности и даже мины. В 1990-е огромная территория «Манометра» стала приходить в упадок, но в 2008-м здесь началась новая жизнь. Тут разместился Центр дизайна Artplay. Мастерские для архитекторов, дизайн-студии, шоу-румы, выставочные пространства, Центр цифрового искусства, магазины и кафе — едва ли не впервые в истории страны заводская территория переживала такое второе рождение. Со временем Сыромятники превратились в настоящий центр дизайна — здесь работают Британская Высшая школа дизайна, Архитектурная школа МАРШ и другие образовательные институции.

Завод_5.jpg

Если бы Александр Дюма-отец писал роман не о мушкетерах, а о приключениях французов в России (Дюма-отец в России был и написал об этом труд), в прологе он бы рассказал, как хмурым осенним вечером 1841 года в Москву прибыли двое — Альфонс Ралле 22-х лет и совсем юный Жозеф Федерик Дютфуа, которому едва минуло 19. Что же позвало их в дорогу? Ответ очевиден: ищите женщину. Ралле открыл завод по производству парфюмерии и косметики. «Нильской лилии» и «Русской фиалке» нужны были соответствующие флаконы — об этом позаботился Дютфуа. Для своего предприятия он купил землю в районе Большой Панской улицы — в цехах хрустального завода выпускали также посуду, аптекарские и канцелярские принадлежности, вазы.

В советское время завод продолжил работу, а когда в 2000-х он закрылся, территорию решили «взбодрить». Об истории пространства напоминают исторические корпуса и название — дизайн-завод «Флакон». Сюда перебрались мастерские и модные магазины, цветочные лавки и дизайнерские студии, тут проходят концерты и фестивали, сезонные маркеты и кинопоказы. Летом тут можно отдохнуть у бассейна, а зимой — покататься на коньках.

Завод_6.jpg

И платье нарядное, и в ресторан очередь — ситценабивная фабрика Прохорова производила ткани с рисунками, которые будоражили московских модниц и обеспечивали работой портних. Едва ли не первое текстильное производство России начиналось за речкой Пресней в нескольких корпусах, которые основатель завода арендовал у князей Хованских. Местность жители между собой назвали «Три горы» — поскольку стояли фабричные помещения на холмах. В наше время Трехгорка — модный квартал, где работают рестораны, бутики, действуют коворкинги, в которых рождаются стартапы и новые бизнесы.

Завод_7.jpg

Ткацкая империя Василия Мещерина стала рождаться в 1867 году — он купил в Даниловской слободе скромную красильную фабрику и за несколько лет превратил ее в крупнейшее предприятие страны. Скоро тут выпускали все — от ковров до платков. Теперь тут обосновались медиа-компании, креативные агентства и банки. Но дух ткацкой империи по-прежнему живет: неслучайно все корпуса Даниловской мануфактуры носят названия, связанные с именами ее основателей и историей производства.

Вам наверняка будет интересно!


Столица в стихах и песнях Владимира Высоцкого

#архитектура

Москва глазами Владимира Высоцкого

Москва глазами Владимира Высоцкого

Советская Москва: Театр русской армии, ВДНХ, гостиница «Советская»

#архитектура

Символы реконструкции Москвы в 1930-е годы

Символы реконструкции Москвы в 1930-е годы

Знаковые фонтаны Москвы

#архитектура

Знаковые фонтаны Москвы

Знаковые фонтаны Москвы

История «Семи сестёр» столицы

#архитектура

Сталинские высотки: первые небоскрёбы Москвы

Сталинские высотки: первые небоскрёбы Москвы

Превращение узких московских улочек в огромные проспекты

#архитектура

«Передвижки домов на Тверской» — реконструкция 1930-ых годов

«Передвижки домов на Тверской» — реконструкция 1930-ых годов

Истории девяти столичных железнодорожных вокзалов

#архитектура

Московские вокзалы

Московские вокзалы
X