menu menu EN logotype

Образ материнства
в живописи

Facebook
Twitter
Vkontakte
Odnoklassniki

Пять живописных полотен русских художников

Вот уже двадцать лет в последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери. Символ праздника — симпатичный плюшевый медвежонок с незабудкой в лапе — считается, что этот скромный цветок напоминает людям об их близких. Самому главному человеку в жизни каждого человека посвящают не только стихи и песни, но и картины. Мы выбрали пять живописных полотен, вдохновленных этой темой.

Семья по-итальянски

Итальянка с ребенком у окна.jpg

Карл Брюллов «Итальянка с ребенком у окна», ГМИИ имени Пушкина

Автор «Последнего дня Помпеи» и «Всадницы» больше десяти лет провел в Италии, будучи пенсионером Общества поощрения художников. За эти годы Карл Брюллов создал множество зарисовок, этюдов, жанровых сценок. Очень часто он писал бытовые сюжеты, иногда посвящая целые серии повседневной жизни итальянцев. На акварели 1826 года художник изобразил молодую женщину с ребенком на руках — они оба смотрят в окно, ожидая, видимо, когда появится отец семейства. Художник буквально несколькими штрихами придает объем этой незатейливой истории: в комнате стоит столик с фигурой святого и корзина с бельем. Сама женщина уперлась ногой в низкую скамейку. Простая обстановка, изящная игра света и тени — солнечные лучи «обнимают» фигуры женщины и ребенка, придавая им особую нежность.

Матушка-заступница

Портрет матери.jpg

Василий Суриков «Портрет матери», Третьяковская галерея

Когда в конце 1880-х Василий Суриков начал писать портреты, в числе первых он создал живописные образы брата и матери, Прасковьи Федоровны. В воспитание сыновей она вложила всю себя: когда умер муж, Иван Васильевич, Сурикова стала сдавать второй этаж их красноярского дома. Прасковья Федоровна первой заметила талант сына — она и сама рисовала, создавая узоры для разнообразных вышивок, и плела кружева. Тонкий художественный вкус передался и сыну Василию. Суриков не раз писал портреты матери: на картине 1887 года он изобразил ее в темном платье и повязанном на голове платке. Усталые руки лежат на коленях, но взгляд по-прежнему ясный, оценивающий и при этом благожелательный. Как будто в открытом лице Прасковьи Федоровны он хотел запечатлеть образ матери — кормилицы, заступницы, волнующейся о своих взрослых детях.

Белорусский Рафаэль

партизанская мадонна.jpg

Михаил Савицкий «Партизанская Мадонна», Третьяковская галерея

Жизнь художника Михаила Савицкого похожа на роман. Детство и юность в Витебской области, служба в армии, война, концлагеря, возвращение на родину, учеба в худучилище. В 1967 году он представил на выставке свою картину «Партизанская Мадонна»: в центре — мать с младенцем, а на дальнем фоне —мужчина, который спешит за уходящими вдаль товарищами. Удивительным образом полотно стилистически перекликалось с работами Петрова-Водкина. Но вместо пасторального пейзажа зритель видит опустевшие пашни, солдат, отправляющихся на войну, и скорбящую мать у ног молодой женщины. Третьяковская галерея сразу же купила картину Савицкого. А для родины, Беларуси, художник написал авторское повторение — правда, оно больше напоминает картины мастеров эпохи Возрождения.

Босоногая мадонна

11393.jpg

Кузьма Петров-Водкин «Мать», Третьяковская галерея

Кузьма Петров-Водкин создал не только «Купание красного коня» и «Смерть комиссара». В его биографии есть трогательные портреты мальчика Васи, сцена из послереволюционной жизни «Тревога» и удивительные по колористике и выразительности богородичные портреты. Это и «Умиление злых сердец», написанная в классическом для иконы жанре, но в стилистике художника, и целая галерея женских портретов. В 1913 году Петров-Водкин написал несколько картин с одним названием — «Мать». Сюжетно они повторяли друг друга: молодая крестьянка, отвлекшись от работы в поле, кормит ребенка. В повязанном на голове платке, блузе и юбке цвета киновари, она отрешенно смотрит вдаль, пока младенец прильнул к ее груди. Спокойствие, легкая печаль на лице напоминают о портретах старых мастеров, на которых точно так же, с едва уловимой грустью, мадонна смотрела на младенца Христа.

Эту тему художник продолжил и в еще одной своей работе — «1918 год в Петрограде». Вместо идиллического сельского пейзажа здесь — город. В зданиях разбиты окна, люди сбиваются в группки. Лишь женщина, Петроградская мадонна, продолжает обнимать младенца, который мирно спит.

Обо всех скорбящих

МАть.jpg

«Мать», 1964-1967, Третьяковская галерея

Продолжатель сурового стиля, художник Гелий Коржев никогда не писал на заказ, его больше интересовали судьбы и переживания простых людей. В 1960-х годах он начал работать над циклом «Опаленные огнем войны»: в него вошла и картина «Мать», на которой изображена скорбящая женщина, закрывшая лицо рукой. В этом жесте — горе, усталость, одиночество. Все те чувства, которые пришлось пережить женщинам, чьи сыновья так и не вернулись с фронта, кому пришли похоронки. В картине нет никаких дополнительных деталей, она весьма лаконична — светлый фон делает фигуру женщины в ватнике и простом клетчатом платке еще более объемной. Натруженной рукой она обхватила голову, глубоко погрузившись в свою скорбь.

«Мать» — это и напоминание о страшной цене, которую пришлось заплатить за мир, и трагедия, скрытая от посторонних глаз. Вместе с еще одной картиной — «Облака 1945 года» — полотно завершает живописный цикл, в котором Коржев снова и снова переосмысливал трагедию войны.

Вам наверняка будет интересно!


Соединяя две эпохи

#экскурсии

Видеоэкскурсии «Москва с воды»: метромосты

Видеоэкскурсии «Москва с воды»: метромосты

Снимки, сделанные на всей территории России, — от Калининграда до Сахалина

#животныймир

Фотографии дикой природы Фестиваля «Первозданная Россия»

Фотографии дикой природы Фестиваля «Первозданная Россия»

Художественные эксперименты эпохи авангарда в Музее Москвы

#музеи

Экскурсия по выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»

Экскурсия по выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»

Театральные традиции в восточных странах

#музеи

Экскурсия «Мир иллюзии и красоты»

Экскурсия «Мир иллюзии и красоты»

Что такое ярмарка? Это буйство красок, праздник, фейерверк эмоций, карнавал.

#музеи

Экскурсия «Музыкальная ярмарка» — буйство красок, праздник, фейерверк эмоций, карнавал

Экскурсия «Музыкальная ярмарка» — буйство красок, праздник, фейерверк эмоций, карнавал

Единственный государственный специализированный музей древнерусского искусства

#музеи

Экскурсии музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева

Экскурсии музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева
X