menu menu EN logotype

Примадонны

Если заглянуть в словарь, то слово «примадонна» объясняется лаконично: «певица, исполняющая первые роли в опере»

Но мы-то привыкли видеть в примадоннах что-то совершенно из ряда вон выходящее – невероятных театральных звезд с неземными голосами и такими же запредельными по скверности характерами. Как так получилось, что банальная «тарифная сетка» итальянских театров (ведь были же в них, помимо «первых дам», и «вторые», и даже «другие первые») служит теперь обозначением настоящих музыкальных цариц?

Чечилия Бартоли, сама давно уже заслужившая титул «примадонны assoluta», в нашем недавнем интервью вот как объясняет восхождение женщин на вершину оперного Олимпа: «Мне стало любопытно, как на стыке XVIII-XIX веков общеупотребительный термин divo постепенно мутировал в традиционную сегодня diva, хотя значение слова по сути и не менялось – так по-прежнему называли выдающуюся оперную личность, вокруг которой вращался весь цвет музыкального и светского общества. Англия и Испания в 1730-е были сфокусированы на одной суперзвезде — Фаринелли. Фаринелли был символом гламурного мира кастратов с их неподражаемым вокальным даром – и столь же выдающимися истериками на сцене и за ее пределами. Но с наступлением эпохи Просвещения взгляды менялись, и в начале XIX века оперные фанаты стали отворачиваться от экстравагантных кастратов и обращать свое внимание на совершенно иной вид театральных небожителей – оперных примадонн. Женщины-исполнители больше соответствовали запросам и ценностям постреволюционного буржуазного общества; кастраты же внезапно стали символом всего искусственного. Место муз молодых композиторов занимали женщины, чье влияние распространялось не только на сочиняемые партитуры, но и на репертуары театров, вокальные составы премьер и даже размеры гонораров певцов. Женщины занимали всё большее место в социальной и культурной жизни Европы: Изабелла Кольбран, Джудитта Паста, Мария Малибран – все они воплощали собой свободолюбивый, импульсивный дух романтизма.»

Конечно, в наши дни немногие примадонны оперной сцены могут похвастаться столь всеобъемлющим авторитетом, но несколько имен все же можно упомянуть. «Первым женщинам» современной оперы мы и посвятим наш сегодняшний выбор спектаклей специально для проекта #Москвастобой.

«Семела»

«Семела», замаскированная Генделем под традиционно религиозный формат оратории, в свое время привела лондонскую публику своими непривычно аморальными персонажами в абсолютную ярость. Постановка Роберта Карсена, изначально датированная 1999 годом, обрела второе дыхание только после того, как Цюрихская опера пригласила Чечилию Бартоли на главную партию. La Bartoli мгновенно превратила спектакль в абсолютный хит, и с тех пор англоязычная «Семела», словно «Щелкунчик» в Большом, идет в Швейцарии исключительно на Рождество и Новый год.

«Норма»

Именно после лондонской премьеры «Нормы» в 2016 году Соню Йончеву начали сравнивать с Каллас и прочить ей славу новой Нетребко. История всё расставила на свои места, но тем не менее, масштабному спектаклю испанского режиссера Алекса Олле с его сотнями крестов и священниками ку-клукс-клановского вида невозможно не впечатлиться.

«Капулетти и Монтекки»

Цюрихская постановка Кристофа Лоя «Капулетти и Монтекки» Винченцо Беллини с американкой Джойс ДиДонато, чье присутствие на сцене называют не иначе как «трансформативным». В этом легко могли убедиться московские зрители, пришедшие полтора года назад в «Зарядье» на ее легендарную программу In War & Peace; остается надеяться, что как только ситуация в мире нормализуется, примадонна Джойс, как запланировано, доедет до столицы еще раз.

«Написано на коже»

«Написано на коже» Джорджа Бенджамина (Фестиваль в Экс-ан-Провансе, 2012 год) – классический пример режиссуры Кэти Митчелл и столь же блистательный шоукейс канадской сопрано Барбары Ханниган. Как ни странно, именно Ханниган ближе всех подходит к описанию примадонны, данному Чечилией Бартоли: «женщины, чье влияние распространялось не только на сочиняемые партитуры, но и на репертуары театров». Специально для ее голоса оперы пишут десятки современных композиторов, под нее выстраивают свои постановки оперные режиссеры. В статусе примадонны ходить Ханниган, однако, осталось недолго: в свое время вдохновленная Теодором Курентзисом, артистка почти полностью посвятила себя дирижерству, и в качестве певицы ее можно услышать все реже и реже.

Российское сообщество друзей.png

Российское Общество друзей Зальцбургского фестиваля — национальное сообщество меценатов, созданное в 2013 году по инициативе Президента фестиваля с целью поддержки российских исполнителей.
Aksenov Family Foundation — динамичная платформа, которая инициирует и поддерживает проекты, направленные на развитие культуры и интеллектуальных инноваций. Фонд исследует содержание и границы культурного сектора и развитие систем оценки социальной роли современной культуры и искусства.

aksenovff.com

Вам наверняка будет интересно!


По новому роману Сергея Лукьяненко

#премьера

Аудиосериал «Ловец видений»

Спектакль «Царевна-Несмеяна» Большого Московского цирка

#Цирк

Большой Московский цирк: спектакль «Царевна-Несмеяна»

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина

#театр

Онлайн-постановка «Пир во время чумы» и литературные чтения

Церемония награждения конкурса современной драматургии

#театр

Фильм «Кульминация»

Спектакль «SиSтема» Большого Московского цирка

#Цирк

Большой Московский цирк: спектакль «SиSтема»

Выбор Российского Общества друзей Зальцбургского фестиваля

#театр

«Primo Uomo»

Аудиоспектакль для прогулок по Москве

#театр

Мобильный художественный театр: «Зарядье»

Авторское кино, фестивали, встречи и пленочные показы

#Кино

Коллекция Москино

Проект на стыке оперного искусства и компьютерной игры

#театр

Премьера let’s play-оперы «Скупой рыцарь»

Выставка #три_фем/тема в Подземном музее

#театр

Спектакль-экскурсия «Ночь на выставке»

Фрагменты воспоминаний актеров театра о годах Великой отечественной войны

#театр

«Дорогами войны»: воспоминания актеров театра о годах Войны

Истории юных героев и военных корреспондентов

#театр

Аудиоэкскурсии от Музея Победы

Аудиоспектакль для прогулок по Москве

#театр

Мобильный художественный театр: «Свинарка и пастух»

Аудиоспектакль для прогулок по Москве

#театр

Мобильный художественный театр: «Когда башни были маленькими»

Репетиции артистов Балета Москва

#театр

Балет Москва #Останьтесьдома

Превратите свой дом в театр

#театр

Импресарио: аудиоспектакль «9 движений»

История создания, сюжета и музыки балета «Лебединое озеро»

#театр

Экскурсия «Сегодня в театре премьера. Лебединое озеро»

Онлайн-трансляция читки пьесы Ивана Антонова

#театр

Пьеса «Как я простил прапорщика Кувшинова»

X