menu menu EN logotype

Записки, портреты, эскизы и многое другое

Facebook
Twitter
Vkontakte
Odnoklassniki

Топ-10 экспонатов Дома-музея М.С. Щепкина

Специальный проект «ТОП-10 экспонатов», приуроченный к Всемирному дню театра, расскажет об истории знаковых экспонатов музея имени А.А. Бахрушина и его филиалов. Познакомьтесь с уникальными музейными предметами, узнайте их «биографию» — кому они принадлежали, как попали в музейное собрание, в чем их ценность и о чем свидетельствуют сегодняшним ценителям театрального искусства.

С июня 2021 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации на базе музея стартуют работы по созданию первого в России музейно-театрального квартала «Бахрушинский». Масштабные работы по преобразованию кластера планируется полностью завершить к 2023 году.

Макет декорации. Раёк немецкий. 1900 г.

На ярмарках любимым развлечением взрослых и детей был передвижной театр картинок — раёк. Известный собиратель и исследователь русского лубка (включая, конечно же, и лубочные изображения) Д.А. Ровинский писал: «Раёк — это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, — раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые». Во время народных гуляний «раёшник» (так назывался человек, переносивший с собой «ящик с картинками») обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам «дед-раёшник» – по ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или жёлтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода. М.С. Щепкин семнадцать лет играл на cценах губернских театров, переходя из труппы в труппу, любил участвовать в ярмарочных спектаклях, выезжая иногда на сцену Бабой-Ягой на ступе с помелом. И, конечно, Щепкин с детства хорошо знал раёчные представления.

0T0A9600.jpg

Рояль

Концертный рояль звезды советского кинематографа Любови Орловой впервые зазвучал в Москве в Доме-музее Щепкина в 2011 году. Рояль August Forster был верным спутником Орловой с самого детства. В 7 лет родители отдали её в музыкальную школу в надежде, что девочка станет профессиональной пианисткой, но судьба распорядилась иначе. Несколько лет Орлова работала тапёром в кинотеатре, а позже рояль стал свидетелем её вокальных успехов в театре и в кино. Замечательный инструмент продолжает свою жизнь и сегодня: часто он становится героем спектаклей, концертов молодых лауреатов всероссийских конкурсов и фестивалей, стипендиатов Международного Благотворительного фонда Владимира Спивакова и знаменитых музыкантов Кати Сканави, Алексея Лундина, Александра Романовского, Александры Стычкиной и др.

0T0A9751.jpg

Костюм Городничего, персонажа пьесы Гоголя «Ревизор» (реконструкция)

0T0A9895.jpg

В подобном костюме М.С. Щепкин блистательно играл гоголевского Городничего в московском спектакле, премьера которого прошла 25 мая 1836 года на сцене Малого театра. И это тот самый образ, который буквально всеми, без единого исключения, современниками Щепкина воспринимался как абсолютно бесспорный и единственно возможный. Городничий Щепкина выражал не только «смех свозь слезы», но и «смех сквозь страх». Он был человеком, от которого вам становится страшно, от слов которого вас ужас охватывал, грубый, опытный хищник, беспощадно пригвожденный к позорному столбу, — вот сделанный Белинским контур портрета Городничего.

В некоторых сценах, писал критик, «высказывается торжество грубой животной натуры, страсть доходит до бешено-исступленного выражения...». Вместе с тем, писал С.Т. Аксаков «кто не смеялся в «Ревизоре»?.. Но смех над собой — те же слезы, и равно благодетельны они душе человека».

Поздравление с Днем ангела М.С. Щепкина от внука Николая

Николай Щепкин (1854–1919) — сын Николая Михайловича — известного общественного деятеля, крупного издателя и Анны Владимировны, родной сестры поэта и философа Н.В. Станкевича.

0T0A0308.jpg

Николай Николаевич — российский политический деятель, депутат Государственной думы III и IV созывов, участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., сражался в авангарде под командованием генерала М.Д. Скобелева, награждён Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) и произведён в офицеры. Человек либеральных убеждений, он был известным политиком. Во время Первой мировой войны, с 1914 — член и товарищ председателя Главного комитета Всероссийского союза городов. Заведовал всеми учреждениями Союза на Западном фронте. Н.Н. Щепкин не принял большевистского переворота и 28 августа 1919 года он был арестован органами ВЧК. Во время допросов проявил себя мужественным человеком, не выдал тайн своей организации, спокойно держался в тюремной камере. Большевистский историк М.Н. Покровский утверждал, что «после устранения Щепкина больше не встречается таких крупных фигур». 15 сентября 1919 года Щепкин вместе с товарищами был казнён в подвалах Лубянки.

«Записки актера Щепкина». Первая страница с автографом А.С. Пушкина. 17 мая 1836 г. Бумага, печать

0T0A0385.jpg

Пушкин не раз встречался со Щепкиным и в Петербурге, и в Москве, чрезвычайно высоко ценил его актерский и человеческий дар. Щепкин, как известно, был блестящим рассказчиком, и его друзья – А. Пушкин, В. Белинский, А. Герцен, М. Погодин и многие другие часто предлагали ему написать мемуары. Щепкин, отнекивался, медлил и не садился за письменный стол сочинять воспоминания. Однако 17 мая 1936 года Пушкин в доме Щепкина подарил актеру прекрасную тетрадь для мемуаров. И когда Щепкин, воскликнул «да, о чем мне писать», Пушкин взял перо и своей рукой написал: «Я родился въ Курской Губернии Обоянскаго уезда въ селе Красномъ, что на речке Пенке». Память Пушкина была для Щепкина драгоценна. И он начал работать над мемуарами, писал долго, отрывками, которые печатались в журналах, и читатели с нетерпением ждали продолжения. Знаменитая книга «Записки актера М.С. Щепкина» вышла целиком уже после его смерти в 1864 году.

Портрет Н.В. Гоголя работы Д.Э. Гагена (1856 г. холст, масло. 66,3×54,2 см)

0T0A0021.jpg

В доме-музее М.С. Щепкина собрано множество экспонатов, связанных с именем Н.В. Гоголя. Этот величайший русский писатель был одним из самых близких друзей Щепкина. Шедеврами стали сценические образы Щепкина, созданные Гоголем-драматургом: Городничий, Подколесин, Кочкарев, Утешительный и др. При всем разнообразии сыгранных за всю жизнь ролей, Щепкин, конечно, в первую очередь, был актером Гоголя. Он, собственно, и открыл гоголевскую новую, современную драматургию для театра, публики и критики. Уже в Крыму, незадолго до смерти, он постоянно читает Гоголя и это дает ему силы. Последние мысли Щепкина тоже обращены к Гоголю. В свой предсмертный час, в половине двенадцатого ночи с 11 на 12 августа 1863 года, по свидетельству его слуги А.Г. Алмазова, «М.С. вдруг подзывают меня и спрашивают: ″Александр, а куда Гоголь ушел?″ Я им говорю: ″Какой Гоголь?″ — ″Николай Васильевич″. — ″Он давно уже помер″. — ″Как помер? Давно ли?″. Больше Щепкин не произнес ни слова. И умер».

Портрет Е.Д. Щепкиной. Копия с порт. В.А. Тропинина. 1826 г.

В.А. Тропинин всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Художник запечатлел Елену Дмитриевну (1889–1959) в счастливую эпоху жизни.

0T0A0264.jpg

Эта прекрасная женщина, мать семерых детей, жена великого актера Михаила Семеновича Щепкина, которую он звал «Алеша», всю жизнь была ему верным, добрым другом и помощником. Елена Дмитриевна кротко и мудро правила домом, где за стол никогда не садилось менее 20 человек. Ее жизнь началась драматически: во время турецкой войны в Анапе солдаты нашли крошечную девочку и спасли ее. Их командир, генерал Чаликов, взял девочку на воспитание, в его доме она и прожила счастливо всю свою юность. Где-то в Курске она встретилась со Щепкиным, тогда еще крепостным актером, полюбила его и — свободная девушка — не побоялась связать с ним свою жизнь до самой смерти. Они дожили до старости, ничем не опечалив сердца друг друга, не растеряв тех душевных качеств, в которых человечество нуждается больше, чем в гениальных озарениях. И великий актер был укрыт ею от житейских бурь в надежном убежище, возведенном ее терпением, умом, добротой и женской мудростью.

Портрет Михаила Семеновича Щепкина работы Т.Г. Шевченко. Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш (35,8×28,7 см). Москва, 1858.

0T0A0086.jpg

Щепкин один из первых угадал в Шевченко будущего великого поэта. Он стал пропагандировать в литературных и профессорских кругах Москвы (в которых был всегда желанным гостем) стихи молодого поэта. Знакомство Щепкина и Шевченко произошло позже, в 1843/44 году. Шевченко сразу подпал под обаяние Щепкина. Крепкая дружба связала этих людей навсегда. Когда Щепкин узнал, что поэт пожизненно сослан рядовым в Оренбургский край, он был, как громом поражен, — писала Т.Л. Щепкина-Куперник. Щепкин знал, что с долей крепостного могла сравниться только участь солдата. После амнистии Шевченко в 1857 году, Щепкин без промедления решает ехать к нему в Нижний Новгород. Артисту было тогда 70 лет. Щепкин прожил у Шевченко шесть дней. Эти дни остались в памяти поэта как великая радость. Еще одна встреча состоялась в 1858 году, в Москве, в доме Щепкина, Шевченко тяжело заболел, а старый друг ходил за ним, как за малым ребенком. Именно тогда, в эти дни невольного заточения Шевченко и рисовал известный всем карандашный портрет Щепкина.

Скульптура «Рашель в роли Федры» работы Ж.О. Барра. 1847 г. Бисквит, отливка. 37×14×12 см

Элиза Рашель Феликс (1821–1858) — блестящая французская трагическая актриса познакомилась с М.С. Щепкиным в 1853 году в Париже. А в 1854 году, совершая большое турне по России, Рашель давала спектакли в Москве, где они встретились вновь, и между ними завязались дружеские отношения и переписка.

0T0A0201.jpg

Щепкин был пылким почитателем французской актрисы. Его привлекал в ней не только высочайший профессионализм. В трагический декламационный пафос Рашели врывались порою фразы, сказанные совсем просто, обыденно, почти скороговоркой, и это казалось ново и обаятельно, в особенности рядом со взлетами ее мощного, низкого, будто металлического голоса. Позже, это впечатление о природе искусства Рашель, сформулировал знаменитый итальянский актер Эрнесто Росси, вспоминая о расиновской Федре актрисы: «Не подберу слов, чтобы выразить свое восхищение этой вдохновенной актрисой»; после представления «Федры» он отправился к ней в актерскую уборную. «Рашель казалась обессиленной, руки были ледяные, губы бледные, щеки горели», ее сжигала горячка. Так или иначе, но Щепкин, не зная ни слова по-французски, бывал у Рашели чуть не каждый день после спектакля и вел с ней через переводчика долгие беседы о сценическом искусстве. Благодарная Рашель подарила ему свой портрет с краткой и многозначительной надписью: «Все артисты — соотечественники».

Портрет А.И. Шуберт работы неизвестного художника. (1850-е гг. Холст, масло. 88,5×62,5 см)

А.И. Шуберт (1827–1909), неожиданно увиденная художником в роскошном ярком костюме театральной дивы, не совсем похожа на ту скромную и трудолюбивую актрису, служившую на столичной сцене, в Александринском и Малом театрах, но, по большому счету, бывшую все-таки провинциальной актрисой.

0T0A0493 (1).jpg

С детства дружила с семьей Щепкина, ее предки были крепостными (как у многих великих актеров России: Мочалова, Ермоловой, например), часто бывала в его доме, и все домочадцы считали ее своей. Шуберт стала ученицей великого актера, вела переписку с учителем, где зачастую в своих письмах к любимым ученикам актер формулировал принципы своей художественной системы. Вот отрывок из письма Щепкина А.И. Шуберт в Одессу 1847 года: «Сочувствующий артист — не то; ему предстоит невыразимый труд: он должен начать с того, чтобы уничтожить себя, свою личность, всю свою особенность, и сделаться тем лицом, какое ему дал автор; он должен ходить, говорить, мыслить, чувствовать, плакать, смеяться, как хочет автор…. Так, например, вы играете, положим, пейзанку, а засмеялись и заплакали, как Александра Ивановна, и выходит не то. Вы можете сказать, что это совершенно невозможно; нет, это только трудно!».

Фотографии: Андрей Калмыков

Бахрушинский_музей_лого.png

Театральный музей А.А. Бахрушина (Бахрушинский музей) был основан в 1894 году купцом, меценатом и коллекционером А.А. Бахрушиным. Уникальная коллекция из более 1,5 млн. экспонатов отражает историю отечественного театра от его истоков до наших дней. В залах постоянной экспозиции и в выставочном пространстве проводятся мастер-классы, круглые столы, конференции, лекции, творческие встречи с участием выдающихся деятелей современного театра.

gctm.ru

#театр

Вам наверняка будет интересно!


Необычные творения художников кинетистов XX века

#музеи

Виртуальный тур по выставке «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России»

Виртуальный тур по выставке «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России»

Противостояние двух известных скульпторов эпохи Возрождения

#музеи

Онлайн-экскурсия «Брунеллески vs Гиберти. Начало Возрождения»

Онлайн-экскурсия «Брунеллески vs Гиберти. Начало Возрождения»

Статуэтки, собрание сочинений и кресло «орудие пыток» известной балерины

#деньтеатра

Топ-10 экспонатов музея-квартиры Г.С. Улановой

Топ-10 экспонатов музея-квартиры Г.С. Улановой

Копии уже установленных монументов и новые оригинальные работы

#музеи

Экскурсия по Парку скульптур в Музее-мастерской Зураба Церетели

Экскурсия по Парку скульптур в Музее-мастерской Зураба Церетели

Все грани творческой личности Алексея Бахрушина

#музеи

Экскурсия «Шедевры театральной коллекции» в Главном доме Бахрушинского музея

Экскурсия «Шедевры театральной коллекции» в Главном доме Бахрушинского музея

Многовековая культура еврейского народа, обычаи и религиозные представления

#музеи

Экскурсия по основной экспозиции Еврейского музея и центра толерантности

Экскурсия по основной экспозиции Еврейского музея и центра толерантности
X