menu menu EN logotype

Экспонаты музея гениального театрального режиссёра

Facebook
Twitter
Vkontakte
Odnoklassniki

Топ-10 экспонатов Музея-квартиры Вс. Мейерхольда

Специальный проект «ТОП-10 экспонатов», приуроченный к Всемирному дню театра, расскажет об истории знаковых экспонатов музея имени А.А. Бахрушина и его филиалов. Познакомьтесь с уникальными музейными предметами, узнайте их «биографию» — кому они принадлежали, как попали в музейное собрание, в чем их ценность и о чем свидетельствуют сегодняшним ценителям театрального искусства.

С июня 2021 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации на базе музея стартуют работы по созданию первого в России музейно-театрального квартала «Бахрушинский». Масштабные работы по преобразованию кластера планируется полностью завершить к 2023 году.

Фотография Вс. Мейерхольда в роли клоуна Ландовского в спектакле «Акробаты» по пьесе Ф. фон Шентана. Херсон, 1903 г.

Фотография Вс. Мейерхольда в роли клоуна Ландовского в спектакле «Акробаты» по пьесе Ф. фон Шентана. Херсон, 1903 г..jpg

Премьера спектакля «Акробаты» состоялась 26 января 1903 года в Херсоне.

Яркая сценическая форма, придуманная Мейерхольдом, и глубокое содержание, заложенное драматургом, обеспечили успех постановки.

Мейерхольд не только сам перевел драму Ф. фон Шентана с немецкого языка и поставил ее, но и сыграл в ней пожилого клоуна Ландовского. Этот образ и постановка в целом стали точкой отсчета для развития одной из важных тем в творчестве Вс. Мейерхольда — темы театра.

Также работа над спектаклем дала режиссеру импульс для разработки новой школы подготовки актера, которая впоследствии воплотится в системе биомеханики.

Газета «ЮГЪ». Херсон, 1903 г., печать, шелк

Газета «ЮГЪ». Херсон, 1903 г., печать, шелк.jpg

Провинциальные сезоны, в частности херсонские постановки, сыграли важную роль в становлении Вс.Э. Мейерхольда как режиссера. Работая в бешеном темпе, труппа «Товарищество Новой драмы» под управлением Вс. Мейерхольда и А. Кошеверова выпускала на радость зрителям спектакль за спектаклем, неизменно держа высокую творческую планку. Присоединяясь к «хору благодарностей», редакция газеты «Югъ» преподнесла любимой труппе необычный подарок. 17 февраля 1903 года был выпущен специальный номер газеты, целиком посвященный окончанию театрального сезона. На первой странице газеты было размещено стихотворение «Два жреца», посвященное А. Кошеверову и Вс. Мейерхольду, заметка об итогах сезона и театральный фельетон. Необычность этого подарка заключалась не только в том, что выпуск был тематическим и что вышел он, нарушая правила, в послепраздничный день, но и в том, что несколько экземпляров газеты были отпечатаны на шелке и вручены актерам.

Ваза (Зап. Европа, глазурованный фарфор, роспись, печать, золочение, конец XIX в.).

Реквизит из спектакля ГосТИМа «Дама с камелиями», премьера 1934 г.

Ваза (Зап. Европа, глазурованный фарфор, роспись, печать, золочение, конец XIX в.). Реквизит из спектакля ГосТИМа «Дама с камелиями», премьера 1934 г..jpg

«Дама с камелиями» — одна из самых известных постановок Вс. Мейерхольда 30-х годов. Мелодраму А. Дюма-сына Мейерхольд перенес в эпоху импрессионистов.

Спектакль был полон парижской красоты последней четверти XIX века. Атмосфера создавалась Мейерхольдом с помощью большого количества подлинных вещей того времени — мебели, вееров, подушек, бокалов и др. Одним из таких предметов была фарфоровая ваза.

Чудом сохранившись после закрытия ГосТИМа, она была спрятана у легендарного завлита МХАТа П.А. Маркова и несколько десятилетий спустя была передана в фонды Бахрушинского музея, а после открытия музея-квартиры Вс.Э. Мейерхольда заняла почетное место в экспозиции.

Статуэтка Зинаида Райх в роли Маргерит Готье, 1935 г.

Статуэтка Зинаида Райх в роли Маргерит Готье (Н.Я. Данько, фарфор, позолота, надглазурная роспись, 1935 г..jpg

Главная героиня спектакля — Маргерит Готье — «женщина, погруженная в мир парижского порока, но не принадлежащая ему». При создании костюмов для Маргерит был использован список вещей Мари Дюплесси, возлюбленной А. Дюма-сына, чей образ стал прототипом главной героини. Черное бархатное платье с нашитыми камелиями — костюм, в котором Зинаида Райх появлялась в 4 акте.

Костюм Всеволода Мейерхольда для визитов

Костюм Вс.Э. Мейерхольда для визитов.jpg

Как вспоминает Т.С. Есенина: «Когда Мейерхольд надевал фрак, можно было упасть навзничь, эта одежда выносила наружу всю его артистичность. Он знал это» (из письма К.Л. Рудницкому). Костюм был бережно сохранен в семье дочери Мейерхольда Татьяны Всеволодовны, а затем передан в музей ее дочерью, внучкой Мейерхольда Марией Алексеевной Валентей.

Чертежная доска с чертежами проектов будущего здания ГосТИМа

На письменный стол редко кто обращает внимание. Но такого как у Мейерхольда, не было, вероятно, ни у кого. В первые годы в кабинете стоял привезенный с Новинского добротный дубовый, средних размеров, письменный стол с зеленым сукном, перед ним — два глубоких черных кожаных кресла. Но когда Мейерхольд занялся работой по проектированию нового здания своего театра и пригласил двух молодых архитекторов — Сергея Вахтангова и Михаила Бархина, — оказалось, что работать за обычным столом неудобно. Однажды он оказался в квартире соседей по дому, семье Рербергов. Самого Ивана Ивановича, архитектора дома 12 по Брюсову переулку, уже не было в живых. Но Мейерхольд увидел и купил у вдовы Рерберга настоящую липовую чертежную доску архитектора. Под нее была изготовлена специальная подставка. Работа пошла. А старый стол увезли на дачу.

Чертежная доска с чертежами проектов будущего здания ГосТИМа.jpg

«Мейер был в восторге от своей покупки — именно такой обширной столешницы ему не хватало. Он любил, когда во время работы все перед глазами — книги, альбомы, вырезки и др.» из письма Т. Есениной К.Л. Рудницкому.

Макет второй картины «Маскарад у Энгельгардта» спектакля «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова

«Последний спектакль уходящей России», «реквием по российской империи» Мейерхольд с Головиным готовили 6 лет. Это был самый дорогой спектакль. Он стоил 300 тысяч золотом. Более 4000 эскизов сделал Головин: вся бутафория, начиная от карточных колод, трубок, вееров, заканчивая мебелью, была создана чуть большего размера, чем в реальности. Мейерхольд работал с актерами, чертил на бумаге мизансцены.

3 (3).jpg

Александринский театр, Петроград, 25 февраля 1917 г. Реконструкция по эскизу А.Я. Головина. Автор реконструкции М.А. Климова, 2014 г.

В сценах «Маскарада» и «Бала» режиссер выводил на сцену свыше 200 статистов. Не только для главных действующих лиц, но и для статистов он придумал пантомимы, танцы. Музыка, написанная для спектакля Александром Глазуновым, хор Архангельского, исполнявший за сценой панихиду по Нине, пять великолепных занавесов, — все это делало спектакль колоссальным зрелищем, тотальным произведением искусства, а тема неотвратимого Рока, витала в воздухе Петербурга того времени. «Был этот спектакль — первое представление “Маскарада” — в субботу, 25 февраля, когда революция шла уже полным ходом. На улицах, правда, еще отдаленных, постреливали, трамваи не ходили, фонари горели тускло… Одинокие извозчики заламывали бешеные цены. Слышались крики и собирались толпы с флагами. Было пустынно и жутко. Театр, однако, был полон…», писал критик Аркадий Кугель.

Макет единой сценической установки к спектаклю «Великодушный рогоносец» по пьесе Ф. Кроммелинка

«Мы хотели этим спектаклем, — говорил Мейерхольд, — заложить основание для нового вида театрального действия, не требующего ни иллюзорных декораций, ни условного реквизита, обходящегося простейшими подручными предметами и переходящего из зрелища, разыгрываемого специалистами, в свободную игру трудящимися во время отдыха».

2 (5).jpg

Театр Актера, Вольная мастерская Вс. Мейерхольда при ГВЫТМ, Москва, 1922 г. (художники Л.С. Попова, В.В. Люце)

«Великодушный рогоносец», стал реализацией идей конструктивизма в театре. Режиссер поставил перед актером сложнейшие задачи: работать без грима, без декораций, в одинаковых костюмах — прозодежде, используя только выразительные средства своего тела. Предполагалось, что театр ближайшего будущего явится своеобразной школой, дающей зрителям уроки рационального, лаконичного, целесообразного движения. Человек воспринимался как машина, которая должна научиться собою управлять. В этом спектакле актеры впервые на практике продемонстрировали принципы биомеханики, а конструкция, созданная Л. Поповой, стала идеальным станком для актерской игры, первой единой сценической установкой.

Макет единой сценической установки к спектаклю «Ревизор», по пьесе Н.В. Гоголя, ГосТИМ, Москва, 1926 г.

1 (3).jpg

Художники В.П. Киселев, В.В. Дмитриев, И.Ю. Шлепянов; механическая часть установки — К.А. Состэ; скульптурные элементы В.Н. Петров и др.; реконструкция А.Е. Шевцовой, 2004 г.

«Скотинство в изящном облике» — так звучала эстетическая формула спектакля. Мейерхольд в «Ревизоре» ставит не только комедию, но всего Гоголя — эпохальное повествование о России (в текст вводились фразы, изъятые цезурой, эпизодические персонажи из других произведений Гоголя). Мейерхольд ставил перед актерами задачу «держать курс на трагедию». И для повествования такого масштаба он чрезвычайно сжал, сузил и замкнул сценическое пространство: действие разыгрывалось в основном на маленьких выдвижных площадках-фурках (размером приблизительно 3 х 4 метра), которые, сменяя друг друга, выезжали из распахивающихся дверей в центр сцены. Площадка с уже стоящей на ней мебелью, реквизитом и актерами, занятыми в данной сцене, ярко освещалась прожекторами.15 сцен-«эпизодов», как их называл режиссер, обеспечивали ритм спектакля. Перед зрителем появлялись картины и люди ушедшей эпохи, взятые «крупным планом». Жаль, что мы не сможем никогда увидеть ни «Ревизора», ни другие спектакли Мастера, но найденное им решение финальной «Немой» сцены, длящейся вечно, захватывает дух даже сегодня!

Фотопортрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда в жизни (1930-е гг.)

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) — актер, режиссер, реформатор театра. Открытия, сделанные Мейерхольдом в актерском искусстве, воплотившиеся в разработанной им новой системе подготовки актера «биомеханика»; в работе с пространством театра — включение в действие не только сцены, но и зрительного зала, вовлечение зрителя в спектакль; осмысление профессии режиссера как автора спектакля, а также реформы в области организации театрального дела — идеи, реализованные Мейерхольдом на практике, во многом определили направления в театре ХХ века и доныне реализуются в высших достижениях современного театра. Как-то у Станиславского спросили, кого он считает лучшим среди современных ему режиссеров. Он ответил: «Я знаю только одного режиссера — Мейерхольда».

Фотопортрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда в жизни (1930-е гг.).jpg

Фотографии: Андрей Калмыков

Фотопортрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда в жизни (1930-е гг.) (2).jpg
Бахрушинский_музей_лого.png

Театральный музей А.А. Бахрушина (Бахрушинский музей) был основан в 1894 году купцом, меценатом и коллекционером А.А. Бахрушиным. Уникальная коллекция из более 1,5 млн. экспонатов отражает историю отечественного театра от его истоков до наших дней. В залах постоянной экспозиции и в выставочном пространстве проводятся мастер-классы, круглые столы, конференции, лекции, творческие встречи с участием выдающихся деятелей современного театра.

gctm.ru

#искусство #театр

Вам наверняка будет интересно!


Художественные эксперименты эпохи авангарда в Музее Москвы

#музеи

Экскурсия по выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»

Экскурсия по выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»

Рассказы людей, прошедших через репрессии и ГУЛАГ

#музеи

Видеоинтервью проекта «Мой ГУЛАГ»

Видеоинтервью проекта «Мой ГУЛАГ»

Истории любви в нечеловеческих историях

#музеи

«(Не)время для любви. Истории влюбленных, переживших Холокост»

«(Не)время для любви. Истории влюбленных, переживших Холокост»

Сражения Великой отечественной войны, отраженные в работах художников-баталистов

#музеи

Экскурсия «От Курска до Берлина»

Экскурсия «От Курска до Берлина»

Русское декоративно-прикладное и народное искусство XVII–XXI веков

#музеи

Коллекции Всероссийского музея декоративного искусства

Коллекции Всероссийского музея декоративного искусства

Экскурсия посвящена истории дома № 10 по Большой Садовой

#музеи

Экскурсии по московскому доходному дому (Музей М. Булгакова)

Экскурсии по московскому доходному дому (Музей М. Булгакова)
X